ChatGPT в роли психолога
Анализ психологических приемов манипулирования в встрече Трампа и Зеленского
Разговор между Дональдом Трампом, Владимиром Зеленским и Джей Ди Вэнсом показывает использование различных манипулятивных приемов. Ниже разберем основные техники, примененные в ходе дискуссии.
1. Техника "Фрейминг" (Задание рамок дискуссии)
Как использовалась:
-
Трамп с самого начала устанавливает рамки дискуссии, где он – главный арбитр, а Зеленский – зависимый участник.
- «Вы не в положении диктовать нам»
- «У вас нет карт на руках»
- «Мы дали вам вооружение»
- «Если бы не наше вооружение, эта война бы закончилась за две недели»
Цель: Создать нарратив, в котором Зеленский оказывается в подчиненной позиции и должен благодарить США за помощь, вместо того чтобы диктовать условия.
2. "Дискредитация через обесценивание"
Как использовалась:
-
Трамп и Вэнс многократно обесценивают Зеленского как лидера, тем самым подрывая его позицию.
- «Вы позволили себе быть в очень плохой позиции»
- «Вы не в положении диктовать»
- «Вы играете в карты»
- «У вас большие проблемы»
- «Вы насильно мобилизуете призывников»
Цель: Подорвать уверенность Зеленского и перевести дискуссию в русло его оправданий, а не аргументации.
3. "Эмоциональная манипуляция (Принуждение к благодарности)"
Как использовалась:
-
Вэнс и Трамп несколько раз требуют, чтобы Зеленский выразил благодарность.
- «Вы должны быть благодарны»
- «Скажите спасибо»
- «Вы хоть раз сказали спасибо?»
Цель:
- Подчеркнуть зависимость Украины от США.
- Перевести обсуждение с геополитики на эмоции и моральный долг.
Зеленский отвечает: «Я много раз говорил спасибо американскому народу», но это не удовлетворяет Трампа и Вэнса – потому что цель не в получении благодарности, а в доминировании в дискуссии.
4. "Гиперболизация и Ультимативность"
Как использовалась:
-
Трамп постоянно использует крайние формулировки:
- «Вы вне игры»
- «Вы почувствуете это»
- «Вы не выберетесь»
- «Мы дали вам шанс»
Цель: Создать ощущение, что без США у Украины нет будущего, а любые аргументы Зеленского – пустая риторика.
5. "Искажение фактов и переключение тем"
Как использовалась:
-
Трамп не отвечает на конкретные обвинения Зеленского (например, почему дипломатия не работала ранее), а переводит разговор в сторону:
- От войны в Украине – к Байдену
- От дипломатии – к «сделкам»
- От конкретных событий – к «вы не были одни»
Цель: Увести от обсуждения неудобных моментов, затрудняя логическое построение аргументов у Зеленского.
6. "Психологическое давление через высмеивание"
Как использовалась:
-
Трамп пародирует Зеленского:
- «Я не хочу прекращения огня, я не хочу прекращения огня»
- «Вы не знаете этого. Не говорите нам, что мы почувствуем»
Цель: Поставить собеседника в нелепое положение, снизить его авторитет.
7. "Апелляция к силе"
Как использовалась:
-
Трамп многократно напоминает, что США сильнее:
- «Мы будем чувствовать себя очень хорошо и очень сильно»
- «Вы не в том положении»
- «Мы дали вам оружие»
Цель: Подчеркнуть, что у Зеленского нет самостоятельных рычагов влияния.
Вывод
Трамп и Вэнс применяли психологическое давление, обесценивание, переключение тем, эмоциональную манипуляцию и запугивание, чтобы подавить Зеленского и сделать его зависимым в ходе дискуссии. Зеленский пытался защищаться, но находился в менее выгодной позиции, так как Трамп контролировал рамки разговора и тон общения.
Итог: Разговор демонстрирует классическую стратегию переговоров в асимметричной ситуации: одна сторона (Трамп) использует манипулятивные приемы, чтобы подавить вторую (Зеленского) и установить выгодное нарративное поле.
Зеркальный тест
Зеркальный тест — это эксперимент, разработанный в 1970 году психологом Гордоном Гэллапом-младшим, чтобы определить, обладают ли животные способностью распознавать себя в зеркале. Зеркальный тест — основной индикатор самосознания у животных и признак перехода в зеркальную фазу у детей в психологии развития. Дети начинают узнавать себя в зеркале начиная с возраста 18 месяцев.
В настоящее время известно, что зеркальный тест проходят все гоминиды: люди, карликовые шимпанзе, шимпанзе, орангутаны, гориллы. Кроме приматов в этом списке находятся также: афалины, косатки, слоны, сороки, гигантские морские дьяволы, муравьи, свиньи.
Интересно видеть в этом списке муравьев. В книге Бернарда Вербера "Муравьи" описывается как муравей, увидев свое отражение в зеркале понимает что видит себя. Я думал, что это художественный вымысел, но оказалось Вербер опирался на вполне научные факты.
Как можно было провести зеркальный эксперимент с муравьями? Оказывается, очень просто: муравьев помечали краской и показывали им их отражение. "При воздействии зеркала муравьи, отмеченные синей точкой, пытались очистить себя, касаясь метки. Подобных результатов не наблюдалось, когда муравьи были отмечены коричневой точкой, которая была того же цвета, что и их тело."
Ненасильственная коммуникация
А я ведь не так давно сделал перевод первых пятнадцами минут длинного трех часового семинара Маршала Розенберга по ненасильственному общению да так и забыл его опубликовать. Исправляю это опущение.
Собираю данные для исследования
А помогите, пожалуйста, проверить гипотезу. У меня есть предположение, что ведение и создание заметок коррелирует с уровнем депрессии у людей. Я предполагаю, что те кто имеют привычку все записывать в среднем могут быть менее несчастными.
У Роберта Сапольски есть видео на тему депрессии - в нем он рассказывает о том как работают антидепрессанты. Наиболее изученные препараты регулируют механизмы, при помощи которых мозг регулирует процессы связанные с высвобождением и поглощением нейромедиаторов. Очень грубо нейромедиаторы — это наше "мыслетопливо", которое мы расходуем, чтобы думать. Если много думать, "мыслетопливо" заканчивается и наступает т.н. истощение эго (ego depletion). Мы начинаем тупить. Для восстановления мыслетоплива нам нужен отдых.
Большие объемы информация вызывает повышенный расход "мыслетоплива", быстрее вызывая истощение. Ведение заметок - может снижать нагрузку на наш мозг перекладывая часть функция по запоминанию и структурированию информации на внешние носители. Значит, мозг использует меньше нейромедиаторов, позволяя сделать больше. Это делает человека более продуктивным. Значит, это в теории должно влиять и на наш уровень депрессии или счастья. А если это так, то это можно проверить. Например, если добавить в оксфордский опросник уровня счастья несколько дополнительных вопросов связанных с ведением заметок можно будет попробовать найти корреляцию в ответах. Если корреляция есть, то люди, которые ведут заметки в среднем будут более счастливыми. Или не будут, в случае обратной корреляции.
Если корреляции нет, то на нет и суда нет. В любом случае, если результат получится статистически значимым, это будет сильный аргумент почему людям работающим в айти ведение заметок может помочь не просто стать более продуктивным, но также и более счастливым. Может получиться так, что продуктивность это не про то как больше делать, а про то как быть счастливее.
Пожалуйста помогите подтвердить или опровергнуть эту гипотезу. В этом опроснике всего 35 вопросов и он не должен занять у вас много времени. Заранее спасибо!